Две реальности романтика Гофмана
Новый год — праздник, пришедший из детства и оставшийся с нами на всю жизнь. И трогательные детские мечты каждый декабрь вспыхивают радостным, волнующим огоньком в потайном уголке взрослой и такой серьезной души. Что уж говорить о том, как любят Новый год дети. Снег, елка, пламя свечей, аромат мандаринов, подарки… Ожидание волшебства, таинственных превращений, непременных счастливых известий… Как в «Щелкунчике» — чудесной сказке, подаренной нам талантливым человеком с трагической судьбой.
Сегодня мировую литературу невозможно представить без произведений Э. Т. А. Гофмана. Новый год — прекрасный повод обратиться к его творчеству, что и сделали актеры Театра им. Е. Вахтангова и юные исполнители — лауреаты специального приза Молодежного музыкального фестиваля «Русские вечера», на вечере, состоявшемся в Российско-немецком доме.
Эрнст Теодор Амадей Гофман вошел в историю мировой литературы и искусства как крупнейший представитель немецкого романтизма. Разносторонне одаренный, он не мог не следовать вдохновенным порывам, уводившим его — юного, взрослеющего, зрелого — в прекрасный мир творчества, в ту восхитительную, сверкающую параллельную реальность, которую он — в действительной жизни советник королевского прусского апелляционного суда — создавал для себя и других и в которой черпал жизненные силы.
Писатель и художник, Гофман был влюблен в музыку с детства, еще с тех дней, когда домашние концерты в родном Кенигсберге были для него островками сердечного тепла и счастья среди его безрадостного, исполненного одиночества существования. Впрочем, и дальнейшая, не столь длинная жизнь Гофмана была во многом печальной и проходила под знаком трагической любви.
Музыка влекла его с чрезвычайной силой. Эрнст Теодор Гофман, взявший псевдоним Иоганн Крейслер, творил в разных жанрах — от оперы и балета до инструментальной музыки. «С тех пор как я сочиняю музыку, заботы забываются нередко сами собой, а с ними и весь мир — ведь тому миру, что рождается из множества гармоний в моей комнате, не нужен никакой мир вовне…» — писал он. Даже добавил к своему имени еще одно — Амадей, что было данью безграничному восхищению Моцартом. Стал основоположником немецкой музыкальной эстетики и критики.
Но славу снискал на поприще литературном. Лучшие и известнейшие произведения были созданы писателем в самые драматические периоды жизни, когда, исполненный любви к своей избраннице — сначала Доре Хатт, потом Юлии Марк, он страдал от неразделенного чувства. Обаятельная 16-летняя Юлия Марк, не догадывавшаяся о любви дававшего ей уроки пения Гофмана, под разными масками будет появляться в его книгах, а себя он выведет под именем капельмейстера Иоганнеса Крейслера в ставшем знаменитом романе «Житейские воззрения кота Мурра». В литературе, как и в музыке, Гофман находит успокоение, уходя от жестокой реальности, заставлявшей глубоко и остро переживать происходящее с ним, в мир причудливых иллюзий, тайн, романтической счастливой любви. Так появляются волшебные сказки — «Золотой горшок», «Приключения в новогоднюю ночь» и, наконец, «Щелкунчик и Мышиный король».
Литературно-музыкальная композиция «Волшебный мир Э. Т. А. Гофмана или Сказка длиною в жизнь» объединила две реальности мечтателя Гофмана и нашла свое воплощение на сцене благодаря актерам Театра им. Е. Вахтангова Ольге Немогай и Эльдару Трамову. Казалось, сам писатель обрел голос, ибо звучали фрагменты из его переписки, высказывания, сказки, в том числе и чарующие строки «Щелкунчика».
Но этот рассказ не был бы рассказом о жизни и творчестве Гофмана, если бы не музыка — Моцарта, Бетховена, Шуберта, Вебера, Йенсена, Мендельсона-Бартольди. Певец Тимур Гоюшов, пианисты Александр Погосбекян и Петр Акулов и кларнетист Иван Полканов представили свои интерпретации опусов западноевропейских композиторов.
В исполнении Тимура Гоюшова прозвучали романсы Ф. Шуберта «К музыке» (сл. Ф. Шобера) и «Блаженство» (сл. Л. К. Г. Хельти). Александр Погосбекян исполнил Rondo Alla Turca В. А. Моцарта, вызывавшее у Гофмана самые трепетные чувства, и Сонату № 5 c-moll (часть 1) Л. ван Бетховена, Петр Акулов — «Этюд» А. Йенсена и «Две песни без слов» Ф. Мендельсона-Бартольди, Иван Полканов — Концертино для кларнета К. М. Вебера.
В свои юные годы, а музыкантам от восьми до 12 лет, они — лауреаты Всероссийских и международных юношеских конкурсов, лауреаты специального приза «Русские вечера. Новое поколение», участники различных концертных программ.
По словам руководителя отдела культуры АОО «МСНК» Ирины Гейне, творческий союз актеров и юных исполнителей — «однозначно успешный. Сегодняшний день требует поиска новых форм, новых форматов, симбиоза разных искусств. Подобные проекты всегда больше привлекают публику, но и для участников творческого процесса такой опыт ценен и важен, поскольку в сотрудничестве с коллегами из другого творческого цеха не только погружаешься в их искусство, но и по-новому смотришь и на свое».
Сами актеры с большой теплотой отзываются о своих коллегах по сцене.
«Они — взрослые. Маленькие взрослые гении, — говорит Ольга Немогай, — с ними легко было работать, они очень простые в общении. Притом, что выступают уже как взрослые исполнители, они очень интересные, веселые ребята. И я желаю, чтобы у них в будущем все сложилось замечательно».«Какие же они дети, если такие серьезные произведения исполняют? — улыбается Эльдар Трамов. — Они — состоявшиеся музыканты. Дай Бог, чтобы это развивалось, потому что тяжело быть ребенком-вундеркиндом. Но они художники, полноценные художники. Это очень интересно, когда ты — такой большой — стоишь на сцене, а ребенок играет и столь тонко, глубоко переживает музыку. Как у Лермонтова: еще не могу ничего чувствовать, а уже чувствую».
Для музыкантов участие в проекте, сочетавшем актерскую игру и исполнение музыкальных сочинений, стало новым — и удачным — творческим опытом. И хотя на первый взгляд повествование о Гофмане, его любви к искусству и к женщине казалось в большей степени адресованным взрослым, тем не менее дети очень живо и эмоционально откликнулись на события жизни писателя, его чувства и размышления, органично вплетая свои выступления в ткань литературно-музыкального действа. И глубина восприятия детьми музыки, сила их переживания, открытость миру и искусству поражали как слушателей, так и взрослых участников вечера.
Солист Санкт-Петербургского Дома музыки пианист Андрей Дубов говорит о том, с каким удовольствием работал с юными исполнителями: «Выступить в канун праздников — всегда самое приятное, тем более сыграть с такими талантливыми детьми. Для меня это была большая честь, потому что дети на самом деле замечательные.
Они на редкость отзывчивые, я не ожидал, что с ними на сцене будет настолько комфортно работать, они действительно как взрослые музыканты, но и не со всеми взрослыми исполнителями можно так выступать. Тимур — изумительный певец, Иван — кларнетист просто потрясающий. Чувствуется их большой профессионализм. Надеюсь, у них — большое будущее».
Тимур Гоюшов, занимающийся в МДМШ им. Гнесиных в классе С. Ю. Ковалевой с 2011 г., уже в 2012 г. добился первого значительного успеха, став лауреатом Всероссийского вокального конкурса «Романса голос осенний». Затем последовали победы на других конкурсах, участие в многочисленных концертах. К выступлению в Российско-немецком доме, как рассказала Светлана Юрьевна Ковалева, «ему пришлось специально учить произведения, так как раньше мы не касались немецкой музыки. Мы подготовили два романса Шуберта. И хотя в школе Тимур уже немного привык участвовать в музыкальных спектаклях, пока что это происходило на уровне репетиций: в рамках подготовки к празднованию 120-летия школы Гнесиных ее детский музыкальный театр готовит ревю из семи постановок. Так что сегодня Тимур впервые выступил на сцене, это было очень интересно. Проект замечательный, было прекрасно принять участие в нем, тем более Гофман — сказочник и все происходит накануне Нового года. Это была сказочная удача». Несомненно, это была удача и для публики — услышать чистый, звучный голос певца, тонко чувствовавшего настроение Шуберта.
Артистичный, трепетный, задумчивый Иван Полканов покорил слушателей исполнением музыки Вебера. Лауреат всероссийских и городских конкурсов, он занимается в классе заслуженного артиста России Сергея Владимировича Гресса, солировал с Московским камерным оркестром им. Гнесиных, участвовал в концертах Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. Вечер, посвященный Гофману, стал для Ивана замечательной возможностью для сотворчества в области не только музыки, но и драматического искусства.
Восхитили публику своим талантом пианисты — темпераментный, непосредственный Александр Погосбекян и сдержанный, обстоятельный Петр Акулов.
Александр Погосбекян, за четыре года учебы в Музыкальной школе им. С. И. Танеева (Звенигород) получивший не один гран-при на конкурсах и фестивалях, в том числе на V Всероссийском конкурсе юных пианистов им. Я. Флиера, много выступает, также и на мероприятиях просветительской направленности, но в подобном проекте участвовал впервые. По мнению его преподавателя, заслуженного работника культуры РФ Нины Самуиловны Феоктистовой, опыт был «очень интересный, поскольку Саша выступает не сам по себе, а в общем сценарии. И ему нужно понять канву этой композиции, уловить общий образ. Это заставляет наблюдать за всеми участниками проекта, переживать за них. Мы включили в репертуар произведения, соответствовавшие тематике проекта. Я довольна сегодняшним результатом, потому что Саше пришлось потрудиться, собраться, чтобы выступить на этой сцене».
Петр Акулов, обучаясь в МГДМШ им. Гнесиных, выступает на различных музыкальных площадках в России и за рубежом, участвовал в конкурсах, удостоившись многочисленных призов на международном конкурсе Muenchner Klavierpodium.
Как отмечает его преподаватель Ирина Николаевна Белова: «Любая возможность выйти на сцену это необыкновенно важно для исполнителя, пианиста, а участие в проекте, связанном с литературой, особенно приятно. Образы Гофмана его подпитывали, давали ту глубину, которая необходима. Хотя Пете недавно исполнилось только 8 лет, он достаточно взрослый. При подготовке специальной программы мы выстраивали музыку разных стилей, что не мешало приобретать базу, так как это очень важно для ребенка. Сегодняшнее выступление позволило ему пообщаться с артистами, взрослыми исполнителями и сверстниками, и я вижу, что эта эмоциональная сторона дала ему очень много».
Впрочем, проект, осуществленный по замыслу художественного руководителя ММФ «Русские вечера», пианистки Елены Тарасовой, принес новые впечатления и творческий и эмоциональный опыт не только юным дарованиям.
«Меня привлекла к этому проекту Елена, а если быть более точной, меня привлек ее голос, — рассказывает Ольга Немогай. — Она удивительный человек, интересный, и, еще не зная, что это за история, я услышала Елену, и мне показалось, что это очень убедительно, что это может создать новогоднее настроение, дать новый импульс в творчестве. Для меня проект был очень интересен. И хотя я актриса, танцую, пою, много говорю на сцене, тем не менее такой опыт, когда музыка сочетается с текстами, у меня впервые».
Эльдар Трамов, создавший на сцене проникновенный образ Гофмана — страдающего, мечтающего, тоскующего о любви, погруженного в творчество, — признается: «Я понял, что вся его жизнь — это одно большое служение. У него есть три вещи, которые я для себя выделил, это — любовь, вера и труд. Мне это очень нравится, и Гофман мне сейчас в чем-то очень созвучен. Думаю, поэтому он нашел у меня такой отклик — возможность сравнить, соединить и в то же самое время проанализировать на чужом примере. Он колоссальный человек. И этот отклик останется во мне, потому что материал, с которым я встречаюсь, будь то драматический материал или чтецкая программа, не уходит от меня никогда».
Проект с большим энтузиазмом поддержали и в самом Российско-немецком доме. Как отмечает Ирина Гейне, «сотрудничество с Еленой Тарасовой и ее командой всегда очень интересно, конструктивно, приятно, и результаты этого сотрудничества всегда радуют и нас, как организаторов и публику. Проект включен в официальную программу Года немецкой литературы и языка в России. И поддержка юных и талантливых музыкантов — это то благородное дело ММФ «Русские вечера», которому хочется быть сопричастным, которому хочется способствовать».
И, конечно же, на новогоднем вечере, посвященном Гофману, не могла не прозвучать восхитительная музыка из знаменитого балета. Три пьесы из балета «Щелкунчик» П. Чайковского — М. Плетнева («Марш», «Танец феи Драже» и Andante maestoso) публика услышала в исполнении лауреата международных конкурсов, солиста Санкт-Петербургского Дома музыки, постоянного участника проектов ММФ «Русские вечера» Андрея Дубова.
Хочется надеяться, что «Волшебный мир Э. Т. А. Гофмана…» не единственный проект, который осуществят юные музыканты, «вахтанговцы» и ММФ «Русские вечера».
Екатерина Гоголева
Фото: Гюнель Юран