Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного
научного фонда (грант 12-04-12003 в.)

Две реальности романтика Гофмана

Новый год — праздник, пришедший из детства и оставшийся с нами на всю жизнь. И трогательные детские мечты каждый декабрь вспыхивают радостным, волнующим огоньком в потайном уголке взрослой и такой серьезной души. Что уж говорить о том, как любят Новый год дети. Снег, елка, пламя свечей, аромат мандаринов, подарки… Ожидание волшебства, таинственных превращений, непременных счастливых известий… Как в «Щелкунчике» — чудесной сказке, подаренной нам талантливым человеком с трагической судьбой.

Сегодня мировую литературу невозможно представить без произведений Э. Т. А. Гофмана. Новый год — прекрасный повод обратиться к его творчеству, что и сделали актеры Театра им. Е. Вахтангова и юные исполнители — лауреаты специального приза Молодежного музыкального фестиваля «Русские вечера», на вечере, состоявшемся в Российско-немецком доме.


Литературно-музыкальная композиция «Волшебный мир Э. Т. А. Гофмана или Сказка длиною в жизнь». Участники концерта


Эрнст Теодор Амадей Гофман вошел в историю мировой литературы и искусства как крупнейший представитель немецкого романтизма. Разносторонне одаренный, он не мог не следовать вдохновенным порывам, уводившим его — юного, взрослеющего, зрелого — в прекрасный мир творчества, в ту восхитительную, сверкающую параллельную реальность, которую он — в действительной жизни советник королевского прусского апелляционного суда — создавал для себя и других и в которой черпал жизненные силы.

Писатель и художник, Гофман был влюблен в музыку с детства, еще с тех дней, когда домашние концерты в родном Кенигсберге были для него островками сердечного тепла и счастья среди его безрадостного, исполненного одиночества существования. Впрочем, и дальнейшая, не столь длинная жизнь Гофмана была во многом печальной и проходила под знаком трагической любви.

Музыка влекла его с чрезвычайной силой. Эрнст Теодор Гофман, взявший псевдоним Иоганн Крейслер, творил в разных жанрах — от оперы и балета до инструментальной музыки. «С тех пор как я сочиняю музыку, заботы забываются нередко сами собой, а с ними и весь мир — ведь тому миру, что рождается из множества гармоний в моей комнате, не нужен никакой мир вовне…» — писал он. Даже добавил к своему имени еще одно — Амадей, что было данью безграничному восхищению Моцартом. Стал основоположником немецкой музыкальной эстетики и критики.

Но славу снискал на поприще литературном. Лучшие и известнейшие произведения были созданы писателем в самые драматические периоды жизни, когда, исполненный любви к своей избраннице — сначала Доре Хатт, потом Юлии Марк, он страдал от неразделенного чувства. Обаятельная 16-летняя Юлия Марк, не догадывавшаяся о любви дававшего ей уроки пения Гофмана, под разными масками будет появляться в его книгах, а себя он выведет под именем капельмейстера Иоганнеса Крейслера в ставшем знаменитом романе «Житейские воззрения кота Мурра». В литературе, как и в музыке, Гофман находит успокоение, уходя от жестокой реальности, заставлявшей глубоко и остро переживать происходящее с ним, в мир причудливых иллюзий, тайн, романтической счастливой любви. Так появляются волшебные сказки — «Золотой горшок», «Приключения в новогоднюю ночь» и, наконец, «Щелкунчик и Мышиный король».


Литературно-музыкальная композиция «Волшебный мир Э. Т. А. Гофмана или Сказка длиною в жизнь»


Литературно-музыкальная композиция «Волшебный мир Э. Т. А. Гофмана или Сказка длиною в жизнь» объединила две реальности мечтателя Гофмана и нашла свое воплощение на сцене благодаря актерам Театра им. Е. Вахтангова Ольге Немогай и Эльдару Трамову. Казалось, сам писатель обрел голос, ибо звучали фрагменты из его переписки, высказывания, сказки, в том числе и чарующие строки «Щелкунчика».


Ольга Немогай и Эльдар Трамов

Ольга Немогай и Эльдар Трамов


Но этот рассказ не был бы рассказом о жизни и творчестве Гофмана, если бы не музыка — Моцарта, Бетховена, Шуберта, Вебера, Йенсена, Мендельсона-Бартольди. Певец Тимур Гоюшов, пианисты Александр Погосбекян и Петр Акулов и кларнетист Иван Полканов представили свои интерпретации опусов западноевропейских композиторов.

В исполнении Тимура Гоюшова прозвучали романсы Ф. Шуберта «К музыке» (сл. Ф. Шобера) и «Блаженство» (сл. Л. К. Г. Хельти). Александр Погосбекян исполнил Rondo Alla Turca В. А. Моцарта, вызывавшее у Гофмана самые трепетные чувства, и Сонату № 5 c-moll (часть 1) Л. ван Бетховена, Петр Акулов — «Этюд» А. Йенсена и «Две песни без слов» Ф. Мендельсона-Бартольди, Иван Полканов — Концертино для кларнета К. М. Вебера.

В свои юные годы, а музыкантам от восьми до 12 лет, они — лауреаты Всероссийских и международных юношеских конкурсов, лауреаты специального приза «Русские вечера. Новое поколение», участники различных концертных программ.

По словам руководителя отдела культуры АОО «МСНК» Ирины Гейне, творческий союз актеров и юных исполнителей — «однозначно успешный. Сегодняшний день требует поиска новых форм, новых форматов, симбиоза разных искусств. Подобные проекты всегда больше привлекают публику, но и для участников творческого процесса такой опыт ценен и важен, поскольку в сотрудничестве с коллегами из другого творческого цеха не только погружаешься в их искусство, но и по-новому смотришь и на свое».

Сами актеры с большой теплотой отзываются о своих коллегах по сцене.

«Они — взрослые. Маленькие взрослые гении, — говорит Ольга Немогай, — с ними легко было работать, они очень простые в общении. Притом, что выступают уже как взрослые исполнители, они очень интересные, веселые ребята. И я желаю, чтобы у них в будущем все сложилось замечательно».
«Какие же они дети, если такие серьезные произведения исполняют? — улыбается Эльдар Трамов. — Они — состоявшиеся музыканты. Дай Бог, чтобы это развивалось, потому что тяжело быть ребенком-вундеркиндом. Но они художники, полноценные художники. Это очень интересно, когда ты — такой большой — стоишь на сцене, а ребенок играет и столь тонко, глубоко переживает музыку. Как у Лермонтова: еще не могу ничего чувствовать, а уже чувствую».

Для музыкантов участие в проекте, сочетавшем актерскую игру и исполнение музыкальных сочинений, стало новым — и удачным — творческим опытом. И хотя на первый взгляд повествование о Гофмане, его любви к искусству и к женщине казалось в большей степени адресованным взрослым, тем не менее дети очень живо и эмоционально откликнулись на события жизни писателя, его чувства и размышления, органично вплетая свои выступления в ткань литературно-музыкального действа. И глубина восприятия детьми музыки, сила их переживания, открытость миру и искусству поражали как слушателей, так и взрослых участников вечера.

Солист Санкт-Петербургского Дома музыки пианист Андрей Дубов говорит о том, с каким удовольствием работал с юными исполнителями: «Выступить в канун праздников — всегда самое приятное, тем более сыграть с такими талантливыми детьми. Для меня это была большая честь, потому что дети на самом деле замечательные.

Они на редкость отзывчивые, я не ожидал, что с ними на сцене будет настолько комфортно работать, они действительно как взрослые музыканты, но и не со всеми взрослыми исполнителями можно так выступать. Тимур — изумительный певец, Иван — кларнетист просто потрясающий. Чувствуется их большой профессионализм. Надеюсь, у них — большое будущее».


Иван Полканов и Андрей Дубов

Иван Полканов и Андрей Дубов


Тимур Гоюшов, занимающийся в МДМШ им. Гнесиных в классе С. Ю. Ковалевой с 2011 г., уже в 2012 г. добился первого значительного успеха, став лауреатом Всероссийского вокального конкурса «Романса голос осенний». Затем последовали победы на других конкурсах, участие в многочисленных концертах. К выступлению в Российско-немецком доме, как рассказала Светлана Юрьевна Ковалева, «ему пришлось специально учить произведения, так как раньше мы не касались немецкой музыки. Мы подготовили два романса Шуберта. И хотя в школе Тимур уже немного привык участвовать в музыкальных спектаклях, пока что это происходило на уровне репетиций: в рамках подготовки к празднованию 120-летия школы Гнесиных ее детский музыкальный театр готовит ревю из семи постановок. Так что сегодня Тимур впервые выступил на сцене, это было очень интересно. Проект замечательный, было прекрасно принять участие в нем, тем более Гофман — сказочник и все происходит накануне Нового года. Это была сказочная удача». Несомненно, это была удача и для публики — услышать чистый, звучный голос певца, тонко чувствовавшего настроение Шуберта.


Тимур Гоюшов и Андрей Дубов

Тимур Гоюшов и Андрей Дубов


Артистичный, трепетный, задумчивый Иван Полканов покорил слушателей исполнением музыки Вебера. Лауреат всероссийских и городских конкурсов, он занимается в классе заслуженного артиста России Сергея Владимировича Гресса, солировал с Московским камерным оркестром им. Гнесиных, участвовал в концертах Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. Вечер, посвященный Гофману, стал для Ивана замечательной возможностью для сотворчества в области не только музыки, но и драматического искусства.

Восхитили публику своим талантом пианисты — темпераментный, непосредственный Александр Погосбекян и сдержанный, обстоятельный Петр Акулов.

Александр Погосбекян, за четыре года учебы в Музыкальной школе им. С. И. Танеева (Звенигород) получивший не один гран-при на конкурсах и фестивалях, в том числе на V Всероссийском конкурсе юных пианистов им. Я. Флиера, много выступает, также и на мероприятиях просветительской направленности, но в подобном проекте участвовал впервые. По мнению его преподавателя, заслуженного работника культуры РФ Нины Самуиловны Феоктистовой, опыт был «очень интересный, поскольку Саша выступает не сам по себе, а в общем сценарии. И ему нужно понять канву этой композиции, уловить общий образ. Это заставляет наблюдать за всеми участниками проекта, переживать за них. Мы включили в репертуар произведения, соответствовавшие тематике проекта. Я довольна сегодняшним результатом, потому что Саше пришлось потрудиться, собраться, чтобы выступить на этой сцене».


Александр Погосбекян

Александр Погосбекян


Петр Акулов, обучаясь в МГДМШ им. Гнесиных, выступает на различных музыкальных площадках в России и за рубежом, участвовал в конкурсах, удостоившись многочисленных призов на международном конкурсе Muenchner Klavierpodium.


Петр Акулов

Петр Акулов


Как отмечает его преподаватель Ирина Николаевна Белова: «Любая возможность выйти на сцену это необыкновенно важно для исполнителя, пианиста, а участие в проекте, связанном с литературой, особенно приятно. Образы Гофмана его подпитывали, давали ту глубину, которая необходима. Хотя Пете недавно исполнилось только 8 лет, он достаточно взрослый. При подготовке специальной программы мы выстраивали музыку разных стилей, что не мешало приобретать базу, так как это очень важно для ребенка. Сегодняшнее выступление позволило ему пообщаться с артистами, взрослыми исполнителями и сверстниками, и я вижу, что эта эмоциональная сторона дала ему очень много».

Впрочем, проект, осуществленный по замыслу художественного руководителя ММФ «Русские вечера», пианистки Елены Тарасовой, принес новые впечатления и творческий и эмоциональный опыт не только юным дарованиям.


Елена Тарасова

Елена Тарасова


«Меня привлекла к этому проекту Елена, а если быть более точной, меня привлек ее голос, — рассказывает Ольга Немогай. — Она удивительный человек, интересный, и, еще не зная, что это за история, я услышала Елену, и мне показалось, что это очень убедительно, что это может создать новогоднее настроение, дать новый импульс в творчестве. Для меня проект был очень интересен. И хотя я актриса, танцую, пою, много говорю на сцене, тем не менее такой опыт, когда музыка сочетается с текстами, у меня впервые».

Эльдар Трамов, создавший на сцене проникновенный образ Гофмана — страдающего, мечтающего, тоскующего о любви, погруженного в творчество, — признается: «Я понял, что вся его жизнь — это одно большое служение. У него есть три вещи, которые я для себя выделил, это — любовь, вера и труд. Мне это очень нравится, и Гофман мне сейчас в чем-то очень созвучен. Думаю, поэтому он нашел у меня такой отклик — возможность сравнить, соединить и в то же самое время проанализировать на чужом примере. Он колоссальный человек. И этот отклик останется во мне, потому что материал, с которым я встречаюсь, будь то драматический материал или чтецкая программа, не уходит от меня никогда».

Проект с большим энтузиазмом поддержали и в самом Российско-немецком доме. Как отмечает Ирина Гейне, «сотрудничество с Еленой Тарасовой и ее командой всегда очень интересно, конструктивно, приятно, и результаты этого сотрудничества всегда радуют и нас, как организаторов и публику. Проект включен в официальную программу Года немецкой литературы и языка в России. И поддержка юных и талантливых музыкантов — это то благородное дело ММФ «Русские вечера», которому хочется быть сопричастным, которому хочется способствовать».


Литературно-музыкальная композиция «Волшебный мир Э. Т. А. Гофмана или Сказка длиною в жизнь». Участники концерта


И, конечно же, на новогоднем вечере, посвященном Гофману, не могла не прозвучать восхитительная музыка из знаменитого балета. Три пьесы из балета «Щелкунчик» П. Чайковского — М. Плетнева («Марш», «Танец феи Драже» и Andante maestoso) публика услышала в исполнении лауреата международных конкурсов, солиста Санкт-Петербургского Дома музыки, постоянного участника проектов ММФ «Русские вечера» Андрея Дубова.


Литературно-музыкальная композиция «Волшебный мир Э. Т. А. Гофмана или Сказка длиною в жизнь». Участники концерта


Хочется надеяться, что «Волшебный мир Э. Т. А. Гофмана…» не единственный проект, который осуществят юные музыканты, «вахтанговцы» и ММФ «Русские вечера».


Екатерина Гоголева

Фото
: Гюнель Юран